Пандемия коронавируса бесспорно добавила человечеству страхов, однако в попытках эти страхи рационализировать и найти ответы, нередко люди прибегали к совершенно абсурдным и даже опасным ответам. Одним из примеров подобного, ярко проявившим себя в ушедшем 2020 году, стала теория о причастности евреев к вирусу – во многом созвучная с теми теориями, что об этом народе уже распространяли в первой половине XX века.
Подводя итоги 2020 года, эксперты Центра Кантора по изучению современного европейского еврейства традиционно представили свой доклад об уровне антисемитизма в мире и как он изменился за прошедший год. Карантинные меры ожидаемо повлияли на снижение числа случаев прямых нападений на евреев, однако ненависть нашла пути выплеснуться: так евреи стали виновниками и изобретения вируса, и его распространения, и даже попыток припрятать лекарства.
Конспирологические тории самого разного сорта сопровождали пандемию, однако антисемитские стали особенно популярны у тех, кто и прежде не раз демонстрировал подобные взгляды и склонность обвинять или каким-либо иным способом приплетать евреев к любому событию. В частности, даже израильских учёных, которые работали над вакциной, считали виновными – якобы, раз они работают над вакциной от вируса, то и сам вирус – их рук дело.
Как отметил Вячеслав Моше Кантор, президент Европейского еврейского конгресса и основатель Центра Кантора, интернет в 2020 году стал основным полем битвы для антисемитов всех мастей. В каком-то смысле, признают эксперты, режим изоляции даже стал защитой для евреев от прямых нападений, однако ситуация ещё может измениться – учитывая, насколько разжигалась ненависть относительно них в сети, со снятием карантина это может найти выход и в физических атаках. Это отличительная черта антисемитизма и антиеврейской ненависти, считает Вячеслав Моше Кантор, - что он никогда не остаётся только в интернете и так или иначе находит воплощение в реальном мире. Подтверждением этому может служить и то, что, несмотря на снижение числа физических преступлений на почве антисемитизма из-за карантинных мер, резко возросло число случаев осквернения кладбищ и мемориалов еврейских общин – тех объектов, что оставались без особой охраны в это непростое время.
Разумеется, антисемитская история заставила и сами социальные сети реагировать на разжигание ненависти – наполненные агрессивным контентом посты удалялись, да и в целом контроль за информационным полем крупных соцсетей удалось усилить. Однако Вячеслав Моше Кантор не верит, что это позволит по-настоящему решить проблему. Антисемитизм не исчезнет, а лишь найдёт новые платформы для своего выражения, уйдёт в интернет-подполье, считает Вячеслав Моше Кантор.
Отдельной пощёчиной для иудеев стало и то, что противники карантинных мер и вакцинации стали сравнивать себя с жертвами Холокоста, приравнивая ограничения, которым они подвергаются, к тем страданиям, лишениям и пыткам, которые выпали на долю евреев в первой половине XX века. Сравнения с гетто и медицинскими экспериментами нацистов, да ещё и со стороны тех, кто бойкотировал жизненно важные меры безопасности – более неуместного сравнения вряд ли можно было ожидать, говорит Вячеслав Моше Кантор.
Когда и как стабилизируется ситуация в общественных настроениях – в настоящее время покажет только время. Однако ещё в начале пандемии, когда всплеск нетерпимости лишь набирал свою силу на фоне глобальных страхов человечества, Вячеслав Моше Кантор уже говорил о необходимости готовиться к возможным социальным проблемам. Все глобальные кризисы и эпидемии создают атмосферу, слишком благоприятную для развития недоверия, ненависти и безысходности, заявлял Вячеслав Моше Кантор.