Образование и наука

Как научить ребенка читать: «подводные камни» процесса обучения


Каждый родитель гордится своим чадом. Вольно или невольно любящие мамы и папы стараются найти для этого как можно больше поводов. И, зачастую, идут на поводу «общественного мнения», утверждающего, что уж в пять-то лет малыш просто обязан бегло читать. Ответственные родители знакомятся с литературой, обещающей рассказать, как научить ребенка читать, и приступают к делу. Однако результат не всегда впечатляет. Оказывается, существуют «подводные камни» процесса обучения, знать о которых нужно всем взрослым.

Как научить ребенка читать: «подводные камни» процесса обученияА если еще рано?

Начитавшись новомодных методик, некоторые родители пытаются начать обучение чтению, буквально, с пеленок. Действительно, можно встретить четырех или даже трехлетнего малыша, бегло читающего под умиленными взорами старших. Вот только насколько осознанно он это делает? Опытные педагоги утверждают, что цель обучения чтению в том, чтобы малыш осмысленно воспринимал и анализировал текст. А к этому ребенок должен быть готов, иначе проблем не избежать. Человеческий мозг развивается постепенно. Усиленно развивая те отделы, которые еще не созрели и попросту не готовы к интенсивной работе, родители невольно наносят вред своему малышу.

Невропатологи предостерегают от подобных экспериментов. Чрезмерная возбудимость, гиперактивность – вот далеко не полный список проблем, появляющихся у слишком юного ученика. Как реагировать на проблемное поведение мы уже рассказывали в материале Детские истерики – стратегия и тактика. Однако для взрослых важно не только научиться справляться с выпадами ребенка, но и не создавать условия для их появления. Начинать обучение чтению можно только тогда, когда у малыша:

• Сформирована речь. Ребенок говорит целыми предложениями, четко выражает свои мысли и может составить достаточно связный рассказ.

• Развит фонематический слух. Малыш научился слышать отдельные звуки и может распознавать их место в слове. К примеру, правильно ответить в конце, середине или в начале слова находится звук.

• Отсутствуют логопедические проблемы, к которым относится не только отсутствие умения произносить отдельные звуки, но и различные нарушения ритма, мелодики речи и т.п.

• Развита пространственная ориентация.

В среднем мозг ребенка только к пяти годам созревает для активного восприятия знаковых систем, к которым относится чтение и письмо.

Как научить ребенка читать: «подводные камни» процесса обученияКакую систему обучения предпочесть?

Сегодня можно найти огромное количество самых разных методик обучения чтению. Их можно условно разделить на четыре группы:

• Глобальное чтение. Суть метода заключается в том, что ребенку показывают написанные целые слова, и он запоминает, как они читаются.

• Слоговое чтение. Малыш запоминает и читает слоги, а впоследствии складывает из них слова.

• Сложение букв. Ребенок запоминает названия букв, затем пробует их складывать, получая слоги.

• Звуко-буквенная методика. Заключается в соотнесении каждого звука с определенной буквой. Малыш учится слышать звуки, анализировать их в слове и складывать из них слоги.

В российских школах обучают чтению по звуко-буквенному методу. Он считается более естественным, поскольку в его основе лежит звуковой анализ. Основным недостатком глобального и слогового чтения педагоги считают нарушение принципа «от простого – к более сложному». Ребенок не анализирует слова, не воспринимает их смысл, а только механически заучивает. Что отрицательно сказывается на понимании текста и на грамотности. Эти нюансы стоит учитывать, выбирая методику для своего малыша.

Как научить ребенка читать: «подводные камни» процесса обученияС чего начать?

Многие родители абсолютно уверены, что начинать обучение чтению следует с букв. Это ошибка. Буква – символ, обозначающий звук. С ним ребенок к моменту знакомства с буквой уже должен уметь работать. «Правильная» подготовка к чтению начинается с двигательной активности и ориентации в пространстве. Очень важно развивать чувство ритма. В этом взрослым помогут игра на самых простых инструментах типа барабана, дудочки или бубна, танец и пение. Очень хороши игры со скакалкой, мячом или в «резиночку», которые помогают ребенку овладеть своим телом и научиться выполнять простые ритмические движения.

Важно читать малышу книги, разговаривать с ним, правильно выговаривая слова. Полезно читать стихи, подчеркивая ритм и мелодичность текста. Нужно учить ребенка слушать. Сначала пусть вслушивается в тихие незнакомые звуки, к примеру, на природе. Потом пусть учится их анализировать. Эти упражнения станут бесценными для развития фонематического слуха. Позже, лет с пяти, можно начинать учить малыша распознавать звуки в словах.

Педагогами написано множество книг о том, как научить ребенка читать. В них описаны разные методики, дающие хорошие результаты. Родителям остается только выбрать наиболее подходящую. Но не нужно забывать, что успех в обучении зависит не от методик или учебных пособий, а от внутренней готовности малыша. Не торопитесь его нагружать. Пусть лучше ребенок начнет читать чуть позже сверстников, зато сделает это осознанно и с удовольствием.

Подпишитесь на нашу рассылку!
В какой социальной сети вы зарегистрированы?