Активы – это совокупность ресурсов, принадлежащих организации (юридическому лицу) или человеку (физическому лицу) и имеющих оценку в денежном эквиваленте. Управление активами: почему это важно и как это сделать правильно?
Виды активов
По форме активы бывают:
- материальными (представлены вещественной формой ценностей);
- нематериальными (объекты и ресурсы интеллектуальной собственности);
- финансовыми (деньги, акции, вклады, счета).
По скорости освоения и участия в финансовом обороте активы подразделяются на следующие виды:
- текущие (участвующие в обороте) – те средства, которые используются организацией в течение одного производственного цикла или одного года. Это ресурсы, обслуживающие непосредственную деятельность производственного процесса компании. К оборотным активам относятся готовая продукция и материалы для ее изготовления, денежные вложения и ценные бумаги, краткосрочная дебиторская задолженность;
- внеоборотные (многократные) – ресурсы хозяйственной деятельности компании со сроком использования более одного производственного цикла или года. Они включают в себя все виды нематериальных средств собственности, основные средства и долгосрочные вклады.
Управление активами
Основной целью управления активами является приращение их совокупной стоимости и увеличение капитала – капиталообразование.
Для этой цели компании необходимо решать определенные задачи:
- обеспечение безопасности активов и их защита;
- привлечение и рост активов;
- постоянное обновление активов;
- достижение необходимого количества, видов и эффективности активов;
- оценка прибыли от используемых активов и ее повышение.
В зависимости от рода деятельности компании на разный период времени может приходиться та или иная первоочередность выполнения задач. К тому же отраслевая направленность производства задает необходимость в использовании и приросте определенных видов активов для удачной капитализации.
Процесс управления активами
Для успешного управления активами необходимо вести постоянный контроль над ресурсами, анализировать процесс их поступления и освоения, планировать расход. Оборотные и внеоборотные активы имеют свои нюансы в управлении, что необходимо учитывать при работе с ними.
Многократные активы длительны в использовании, стабильны к инфляции и способны к обеспечению прироста прибыли продолжительное время. Из минусов внеоборотных средств следует выделить их неспособность к изменению структуры, низкую ликвидность и маневренность в случае временных финансовых трудностей компании.
Текущие активы направлены на повышение денежного потока в условиях экономически трудных периодов организации за счет их высокой ликвидности и оборотоспособности. Но при этом данный вид средств подвержен инфляционным влияниям, что несет определенные финансовые риски для бюджета.