Уменьшение влияния человеческого фактора на управление сложными трубопроводными системами, позволяет не только повысить уровень безопасности, но и оптимизировать их работу, что, в свою очередь, заметно увеличивает срок эксплуатации и сокращает расходы на ремонт. Для автоматизации процесса управления применяется запорная арматура с пневматическими, гидравлическим или электрическими силовыми системами. Наиболее востребованы приводы, работающие от электроэнергии, так как для пневматических аналогов требуется наличие компрессора и магистралей, транспортирующих сжатый воздух, а для гидравлических – оборудование для подачи жидкости под высоким давлением.
Типы и принцип работы электроприводов и их функции
Электромеханический узел запорной арматуры включает в себя два блока – силовую часть и преобразователь движения – редуктор. По виду силового механизма различают два типа – с электродвигателем и электромагнитом. Их назначение заключается в передаче воздействия соленоида или двигателя на исполнительный механизм.
Редуктор может выполнять несколько функций:
- менять частоту и согласовывать скорость вращения;
- преобразовывать направление;
- решать проблемы увеличения силы воздействия без увеличения мощности двигателя и изменять крутящий момент.
Арматура с электроприводом обычно оснащается электронным блоком, комплектом выключателей, а также датчиками определения параметров, благодаря такой комплектации, осуществляется электронное управление и контроль. Привод фиксирует заданное положение запорного элемента, поддерживая рабочие параметры магистрали, в том числе с учетом переменных нагрузок и нестабильных условий. Посредством электроники контролируются параметры потребляемой энергии и работоспособность механизма, оператор получает информацию обо всех нештатных ситуациях в работе трубопровода.
Классификация
По виду воздействия на запорное устройство приводы делятся на две группы – с поступательным движением для штоковых механизмов и вращательные – использующие редуктор. Вторая группа включает в себя приводы с разнообразными конструкциями редукторов, особо можно выделить несколько типов:
- конические и цилиндрические;
- с планетарной и червячной передачей;
- с усложненной конструкцией.
Конические и цилиндрические редукторы применяются при необходимости увеличения крутящего момента или при несовпадении осей входного и выходного валов, причем конические используются если оси не параллельны. Посредством планетарных и червячных передач меняется частота вращения и крутящий момент, червячная передача позволяет фиксировать клапан в заданном положении без применения дополнительных устройств посредством самоторможения. Усложненные конструкции могут состоять из редукторов разных типов, скомпонованных в одном корпусе.
По назначению и применению существуют однооборотные и многооборотные системы, первые предназначены для управления клапаном за один оборот двигателя, обычно при этом движение запорного элемента ограничено углом 90° – шаровые краны и поворотные заслонки. Многооборотные приводы обеспечивают точность и плавность работы регулирующих устройств, сечение трубы перекрывается за несколько оборотов двигателя в соответствии с заданными параметрами.