Те изменения, которые произошли в бухгалтерском и налоговом учете Азербайджана не могли не вызвать обсуждения в обществе страны. Особенно эти изменения заинтересовали сотрудников профильного направления. Из-за того, что теперь для работы на крупных предприятиях, имеющих долю государства в своем уставном фонде и подающих ежегодно финансовый и консолидированный отчет, требуется наличие специальной лицензии и сертификата, бухгалтерские услуги в Баку (как и в Азербайджане в целом) будут оказывать только профессиональные бухгалтера. Будет создан специальный реестр бухгалтеров, имеющих соответствующие документы, из числа которых, и будут выбирать главбухов для крупных предприятий, имеющих важное значение для экономики Азербайджана.
{rek}
Переход с национальных стандартов бухгалтерского учета на международные стандарты, вряд ли будет полностью безболезненным: слишком много нового нужно будет узнать тем сотрудникам бухгалтерии, которые привыкли к более или менее безоблачной жизни. Тем более, что, наряду с изменениями в бухгалтерском законодательстве, были осуществлены изменения и в налоговом, что дает сотрудникам фискальных органов более широкое поле для деятельности.
Малые субъекты хозяйствования, что с ними
Если по поводу крупных и средних СПД вопросы практически не возникают: для них переход на новые стандарты бухучета будет не только обязательным, но и правильным (с экономической точки зрения), по малым субъектам хозяйствования возникают некоторые вопросы.
Раньше было гораздо проще оказывать бухгалтерские услуги в Баку и других городах Азербайджана, если речь шла о малых СПД. Для них действовали упрощенные правила ведения бухгалтерского учета, которые позволяли несколько облегчить участь сотрудников бухгалтерии, то сейчас эти упрощенные правила будут отменены (обо всех нововведениях можно подробно прочитать здесь). Будет ли это удобным и правильным решением? Есть некоторые сомнения, которые, вполне обоснованно, озвучиваются многими азербайджанскими экономистами.
Дело в том, что, учитывая специфику малого бизнеса, бухгалтерские услуги в Баку здесь не обязательно должен оказывать сертифицированный главный бухгалтер с лицензией. Кроме того, что такому специалисту необходимо будет платить соответствующую заработную плату, что может стать большой нагрузкой на расходную часть бюджета малого предприятия, объем тех сделок, которые требуют наличия бухгалтерских проводок, здесь не так велик. В итоге, услуги бухгалтера с лицензией – это вовсе необязательное решение.
Получается, что, данные нововведения – это дополнительные препятствия на пути развития малого бизнеса в Азербайджане. Правительство должно всячески содействовать таким СПД, стараться помогать в их развитии. А что же мы будем видеть?
Предприниматели вместо того, чтобы заниматься развитием своего бизнеса, будут вынуждены составлять бухгалтерские и налоговые отчеты, заниматься лицензированием, сертификацией своих сотрудников, решать другие вопросы, которые, если бы не переход на международные стандарты бухгалтерского учета, им бы решать не пришлось.
Их задача – это уплата налогов, сборов и производство качественной продукции, предоставление услуг. Если же это они делать не будут, сосредоточившись на борьбе с новыми стандартами налогового и бухгалтерского учета, пользы экономике Азербайджана это не принесет.
Вывод
Для тех, кто оказывает бухгалтерские услуги для малого бизнеса не только в Баку, но и в стране в целом, можно было бы сделать исключение, на заставляя их переходить на новые стандарты бух учета. По мнению многих экспертов, для таких субъектов хозяйствования следовало бы оставить упрощенные правила бухучета и налогообложения. Страна бы от этого только выиграла.