«Русская страхования транспортная компания» (РСТК) предложила мелким страховым компаниям (СК), лишившимся в начале августа поддержки «ВСК», заключить с ней договоры представительства по урегулированию убытков. «СК «РСТК» открыла филиалы почти во всех субъектах РФ», – заявляет руководство компании. Напомним, «ВСК», имеющая широкую филиальную сеть по всей стране, не так давно расторгла договоры с региональными страховщиками, что по закону об «автогражданке» лишало их возможности работать на рынке ОСАГО – информация к размышлению о трудностях на этом рынке.
«Мы не хотим снижения уровня доверия к рынку страхования вследствие исчезновения мелких и средних компаний, – декларируют свои мотивы представители «РСТК», – работать с партнерами мы будем на условиях размещения на наших счетах весьма умеренного депозита (не более 10 тысяч рублей за регион представительства с каждого страховщика)». Однако, по мнению экспертов, у компании есть скрытые мотивы подобного хода:
- Во-первых, лучшей рекламы для страховщика в сложившихся условиях придумать сложно. О «РСТК» теперь знают или узнают все.
- Во-вторых, российских союз автостраховщиков (РСА) официально увеличил максимальный размер депозитов для СК, желающих заключить договоры представительства, до 250 тысяч рублей за один регион. У «РСТК» есть возможность через какое-то время на абсолютно законных основаниях потребовать от своих партнеров пересмотра размеров действующего депозита.
- В-третьих, у «РСТК» появляется способность влиять на решения РСА за счет голосов тех СК, чьи интересы компания представляет.
Как известно, демарш «ВСК» совпал с более чем двукратным увеличением лимита выплат по полисам «автогражданки». С 1 октября это приведет, по расчетам рейтингового агентства «Эксперт РА», к резкому увеличению убыточности ОСАГО в большинстве регионов страны.
По мнению экспертов, тарифы на обязательное автострахование в этом году будут повышены в любом случае и, возможно, пересмотрены еще раз к апрелю 2015 года. Увеличение тарифов повысит привлекательность ОСАГО для страховщиков. Мелкие компании, по данным статистики, всегда имели сбалансированные и доходные портфели ОСАГО, но выдавливать мелких конкурентов с рынка по этой причине кто-то из крупных игроков едва ли стал бы.
Другой мотив более реален. Тарифы на «автогражданку» неизменны с 2003 года, а законодательство, напротив, меняется не в пользу страховщиков («Закон о защите прав потребителей» распространили на сферу ОСАГО и СК увязли в судах). Расходы на ОСАГО и внедрение современных онлайн ОСАГО и каско калькуляторов для покупки электронных полисов возложены на плечи страховщиков. Ситуация стала критической, и «ВСК» своими решительными действиями это продемонстрировала.
Риск отмены ОСАГО или его бойкота пока сохраняется. Однако все понимают, что полного коллапса страховой системы или такой ситуации всё равно не произойдет. По данным исследований, до половины автовладельцев продолжат страховать свой транспорт в добровольном порядке (ДСАГО или каско). Разборки на дорогах никому не нужны, а рынок каско уже давно растет более быстрыми темпами, чем сегмент ОСАГО. Еще и поэтому такую широкую популярность получают независимые каско калькуляторы – адреса сайтов таких сервисов легко найти в интернете.
«ВСК» пыталась достучаться до Центробанка, но ее действия были пресечены. Что теперь будет происходить на рынке «автогражданки», сможет ли «РСТК» и рынок в целом получить выгоды от предпринятых действий, увидим уже очень скоро.