Экономика и финансы

АМКУ признал тарифы Укрзализныци на аренду вагонов рыночными


Аренда вагонов является востребованной услугой. Ведь объемы перевозок товаров при помощи железнодорожного транспорта с каждым годом только увеличиваются. Соответственно, грузовладельцы арендуют тот или иной тип вагонов для перемещения своих товаров.


Особенность ситуации, сложившейся на украинском рынке, заключается в том, что практически 100% арендуемых вагонов принадлежит  "Укрзализныци" https://sale.uub.com.ua/news/arenda-vagonov-v-prozorro и фактически, компания является монополистом, что привело к появлению мнения о завышенных ценах и ограничении конкуренции.


АМКУ признал тарифы Укрзализныци на аренду вагонов рыночными

Ситуация с вагонами


Важно немного проанализировать ситуация с вагонами, которые используются для перевозки грузов. Ее следует представить в следующем виде:



  • По оценкам антимонопольного комитета Украины, на текущий момент в стране насчитывается порядка 181 000 грузовых вагонов;

  • Из указанного числа только 132 500 вагонов находятся с удовлетворительном или хорошем состоянии и могут эксплуатироваться;

  • Компания "Укрзализныци" является собственником 105,3 тысяч от общего количества вагонов, что составляет 58%. Ее доля в количестве пригодных для эксплуатации вагонов составляет 52%, то есть 68,5 тысяч вагонов;

  • Остальными 64 тысячами рабочих вагонов владеют частные собственника. Указанные вагоны не участвуют в арендных отношениях, поскольку задействованы в перевозке грузов компаний – собственников.


Сложившаяся ситуация обусловила мнение о том, что  "Укрзализныци" завышает цена на аренду вагонов, пользуясь своим положением монополиста.


В связи с этим, антимонопольным комитетом Украины проведен анализ данной ситуации и дана оценка конкурентности цен на аренду вагонов, которые установлены компанией  "Укрзализныци".


Результаты проверки АМКУ


В первую очередь, необходимо указать, что АМКУ не подтверждает сам факт того, что  "Укрзализныци" является монополистом. Данное утверждение изначально ставит под сомнение необходимость внесения законодательных изменений.


К примеру, АМКУ подсчитало, что доля  "Укрзализныци" равна 43% от рынка полувагонов, 56% от рынка зерновозов. Наибольшее значение доля компании составляет на рынке крытых вагонов – 76%. Однако цементовозов компании насчитывается не более 21% от общего количества.


Кроме того, АМКУ проанализировано цены, предлагаемые "Укрзализныци" и стоимость услуг других компаний. Тарифы на аренду вагонов признаны рыночными. Факт завышения стоимости услуг не подтвержден.


Однако если говорить о необходимости перемен, то следует начинать с внесения поправок в закон "О железнодорожном транспорте". Кроме того, данный рынок нуждается в регулировании, что указывает на необходимость работы независимого регулятора.


Однако острой необходимости в подобных кардинальных изменениях не имеется. Как указано выше, тарифы компании не ограничивают конкуренцию, на рынке представлены и другие предложения помимо услуг компании "Укрзализныци".


Подпишитесь на нашу рассылку!
В какой социальной сети вы зарегистрированы?