Goon.ru  
Регистрация    Войти
Авторизация
» » Кто и зачем внедряет BPMN - описание нотации и примеры

Кто и зачем внедряет BPMN - описание нотации и примеры

Бизнес – это сложный механизм, состояний из множества процессов. Чем лучше описаны эти процесс, тем эффективнее работает компания. Одним из самых популярных способов описания бизнес-процессов считается графический вариант с помощью блок-схем. Графическое представление реализуется с помощью нотации BPMN (англ. Business Process Model and Notation). Универсальная BPMN-нотация для моделирования бизнес-процессов, представляющая их в виде диаграмм, логических последовательностей и схем позволяет работать с БП людям, которые впервые столкнулись с данной темой.


Кто и зачем внедряет BPMN - описание нотации и примеры

Нотация BPMN использует несколько разновидностей графических элементов. Кратко рассмотрим каждую из них:



  • объекты потока. Это задачи, поставленные перед исполнителем, действия, которые он должен совершать, и условия, от которых зависит выполнение тех или иных действий. На схеме происходящие события изображаются в виде круга, действие – прямоугольник с округленными углами, условие или развилка – ромб, от которого отходят несколько связей, в зависимости от количества возможных вариантов течения событий.

  • Соединяющие объекты. Этот элемент нотации имеет форму стрелки с разной формой наконечника, он отображает собой, какими связями соединены объекты потока. В одном пуле объекты связываются потоком управлений, в разных – потоком сообщений.

  • Роли - визуальный механизм организации различных действий.

  • Артефакты. Это вспомогательные элементы, которые не оказывают влияния на БП напрямую, но подсказывают пользователю логику и суть процесса.


Графические обозначения элементов:


Кто и зачем внедряет BPMN - описание нотации и примеры

Цели внедрения BPMN


Моделирование бизнес-процессов необходимо для того, чтобы в дальнейшем можно было внедрить системы управления БП. Внедрение таких решений – это эффективный метод повышения производительности и непрерывного улучшения работы компании. Это может касаться не только новых процессов, внедряемых на предприятии, для достижения высоких результатов важно моделировать и усовершенствовать все существующие БП. Бытует ошибочное мнение, что моделирование бизнес-процессов с последующим внедрением ВРМ-систем необходимо лишь крупным корпорациям, у которых есть большое количество внутренних и внешних БП. На практике же внедрение ВРМ упростит работу персонала и повысит эффективность деятельность даже мелкого бизнеса.


Пример БП "Перевод в продажу", который построен с использованием нотации:


Кто и зачем внедряет BPMN - описание нотации и примеры

В современных условиях цифровизации экономики моделирование процессов является основой бизнеса вне зависимости от его размеров. Без понимания основных процессов не может быть продуктивной работы компании. Моделирование БП позволяет определять задачи, ответственных лиц и в целом повысить эффективность работы. Инструментом для исполнения смоделированных БП являются специальные ВРМ-системы, которые на основе четко прописанных с помощью нотации BPMN БП автоматизируют и модернизируют их. На сегодняшний день наиболее популярными ВРМ-системами являются Bizagi, bpm`online, ELMA и т.д. Такие платформы способны увеличить эффективность БП за счет его мониторинга, анализа, доработки и устранения узких мест.


Примеры BPMN процессов


Практические примеры BPMN процессов помогут лучше понять принцип их моделирования. Рассмотрим, как осуществляется один из популярных процессов для любых торговых компаний – процесс обеспечения заказа покупателя. Результатом БП является обеспечение клиента необходимым ему продуктом.


На практике процесс выглядит следующим образом:



  • менеджер получил информацию от потребителя о необходимом ему товаре;

  • система формирует документ, в котором прописан заказ клиента;

  • если необходимый товар есть в наличии, менеджер формирует расходный документ в системе учета. Если товара нет, он подает запрос в отдел закупок;

  • отдел закупок делает заказ у поставщика и получает товар.


На этой стадии БП можно считать завершенным, поскольку клиент получает сразу же или после поставки в отдел закупок необходимый ему товар.


Кто и зачем внедряет BPMN - описание нотации и примеры

Моделирование этого же БП с помощью нотации BPMN будет иметь следующий вид. Прорисовывается общий пул БП, то есть графически он отображается в большом прямоугольнике с боковой пометкой «Обеспечение заказа покупателя». Поскольку в БП может быть задействовано 2 ответственных лица – менеджер по продажам и менеджер по закупкам, то в пуле отображается 2 дорожки по каждому из исполнителей.


В первой дорожке, касающейся менеджера по продажам, не закрашенным кружком обозначается точка входа, которой является заказ клиента. От него идет стрелка к действию в прямоугольнике, то есть менеджер должен создать заказ покупателя. На этом этапе может быть два варианта развития событий, поэтому прорисовывается разветвитель в виде ромба со стрелками. В соответствии с первым вариантом, если есть товар в наличии, исполнитель переходит к действию «Зарезервировать товар», на этом БП завершается. Если товара нет – это второй вариант развития событий, от разветвителя стрелка указывает на действие «Сделать запрос в отдел закупки». БП переходит на вторую дорожку, за дальнейшие действия отвечает менеджер по закупкам, который создает заказ поставщику. На этом и второй вариант развития событий в БП завершен.


В случае необходимости бизнес-процессы могут детализироваться или, наоборот, упрощаться, благодаря нотации BPMN, можно легко увидеть узкие места БП, которые требуют обязательной доработки.




Размещаем ваши статьи! Подробности здесь

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.