Полезно знать

Открытие: биологи случайно создали разъедающий пластик фермент

Специалисты из Университета Портсмута совершенно случайно сделали сенсационное открытие, которое может спасти мир от одной, но самой серьезной угрозы: расщепление пластика (сообщается на сайте Национальной лаборатории по изучению возобновляемой энергии США). Они создали фермент, который активно перерабатывает это соединение.

Критическая ситуация

Пластик в промышленных масштабах стали выпускать более полувека тому назад. За эти десятилетия на планете накопились гигантские объёмы. По подсчетам ученых, уже произведено более 8 миллиардов тонн самых разных видов: пищевые упаковки, промышленные емкости, сумки, шприцы, сотни и даже тысячи других наименований. Неудивительно, что вопрос утилизации отходов стоит чрезвычайно остро.

По статистике, на дальнейшую переработку поступает лишь 20%, а всё остальное копится неподъемным грузом на свалках, в черте города, в парках, в воде.

Полиэтилентерефталат, то есть обычная пленка ПЭТ для упаковки, один из самых распространённых видов пластика, проблема переработки которого состоит острее всего. Используют его для бутылок с соком, водой, нужен он в промышленности, медицине. Ученые всерьез взялись за то, чтобы решить проблему, которая уже в ближайшем будущем грозит обернуться экологической катастрофой.

Действенный фермент

Вещество создано на основе фермента, который был произведен в лабораториях Японии специалистами, решающими проблему утилизации. В результате появились микроорганизмы, которые были способны разрушать материал, разлагая его. Если ждать, когда это произойдет естественным образом, то процесс займет как минимум несколько сотен лет.

Бактерии были открыты в 2016 году и очень воодушевили ученых, которые взялись преобразовывать их, чтобы усилить полезные свойства. Как часто бывает в научном мире, открытия делаются совершенно случайно.

Далее учеными была изменена часть молекулярной структуры фермента, которая, как предполагалось, отвечает за переработку компонентов пластика. Случайность заключается в том, что ученые вовсе не ожидали такого эффекта. Изменение в структуре ферментов значительно усилило их способность к переработке, что возросла примерно на 20%. Да, такие показатели и результаты в целом оказались весьма неожиданными.

Перспективы

Создание фермента-мутанта привлекло большое внимание. Стоит помнить, что есть несколько видов пластика, ПЭТ - не единственный. Например, есть и ПЭФ, который некоторые называют биопластик, он имеет несколько другую структуру, хотя не менее вреден для природы. В результате ферменты-мутанты, как выяснилось, способны разлагать не только ПЭТ, но и ПЭФ- компоненты.

Да, это открытие нуждается в существенной доработке, хотя бы потому, что мало лишь заставить полезные бактерии разлагать мусор, но нужно делать это быстро, учитывая огромную залежь пластика на планете, что превышает 8 млрд тонн.

Специалисты считают, что по-прежнему самыми действенными методами будут:
  • Отказ от производства тары, упаковок, пакетов и других товаров из этого материала ввиду токсичности
  • Далее стоит задуматься, как переработать то, что уже сошло с промышленных конвейеров

Кроме того, речь идет именно о глубокой переработке, а не просто о расщеплении материала на микроскопические составляющие, ведь ситуацию это не изменит. Микроскопические частицы пластика такие же токсичные и вредные, как большие куски. Одно ученые уверены, что открытие подобных ферментов - чрезвычайно важный шаг в заданном направлении. Если объединить усилия всего мира, то положительные результаты наступят гораздо быстрее.

На сегодняшний день в основном проблемой переработки занимаются американские и японские ученые, поскольку именно в этих странах вопрос скопления гигантских по объёму отходов наиболее животрепещущий.

Подпишитесь на нашу рассылку!
В какой социальной сети вы зарегистрированы?