Механическая коробка передач постепенно уходит в прошлое. Сегодня крупнейшие автомобилестроительные компании активно оснащают свои разработки автоматической КПП. Этот вид трансмиссии в большинстве случаев представлен классическим вариантом или вариатором – новейшим устройством передачи крутящего момента. Технологический прогресс имеет и обратную сторону медали: водитель перед покупкой нового автомобиля сталкивается с целой массой насущных вопросов. Один из таких вопросов: что лучше – вариатор или автомат? В рамках данной статьи осветим все преимущества и недостатки каждой трансмиссии.
Принцип работы автомата и вариатора
Важнейшими конструктивными элементами автоматической коробки являются гидротрансформатор и механический редуктор. Первый механизм служит в качестве сцепления, передающего крутящий момент от вала силового агрегата за счет давления масла. Редуктор необходим для передачи усилия на шестерни. Принцип действия такой коробки отточен годами, ломаться в ней, на первый взгляд, нечему. Но от несвоевременного реагирования на возникшие незначительные поломки автомат может полностью выйти из строя. На срок службы трансмиссии значительно влияет и качество её обслуживания.
Бесступенчатый вариатор является одной из разновидностей АКПП. Конструкция такой коробки предопределяет два шкива – ведущий и ведомый. Расположены они друг против друга и стянуты металлическим ремнем. По сути, шкив – ряд сдвижных элементов. Когда ведущий шкив максимально раздвинут, металлический трапециевидный ремень ходит по максимально малому диаметру, что соответствует первой скорости. Соответственно, если шкив выдвигается на предельно малое расстояние – диаметр вращения ремня увеличивается до предельных показателей, что характерно самым высоким передачам.
Преимущества и недостатки автомата
Разобравшись в конструкции и принципе действия данных разновидностей трансмиссии, можно переходить к следующему этапу – определению основных преимуществ и недостатков. Автомат и вариатор по-своему хороши, но человеку, решившему приобрести современный автомобиль, в любом случае придется делать окончательный выбор в пользу той или иной коробки передач, основываясь на личных предпочтениях.
Автомат
Автоматическая коробка – неприхотливая и надёжная конструкция. В современных автомобилях её ресурс составляет порядка 400 тысяч километров. Четырехступенчатые варианты, которыми оснащают многие японские машины, за счет своей долговечности прославились на весь мир. Но за трансмиссией необходимо ухаживать надлежащим образом, чтобы она работала исправно и могла исчерпать весь заложенный в неё потенциал.
Преимущества автомата:
- Облегчает управление автомобилем. Особенно актуально для начинающих водителей, весь процесс вождения сводится к нажатию двух педалей – газ и тормоз. АКПП переключает скорости вместо водителя.
- Ремонтопригодность. Несмотря на то, что автомат может похвастаться действительно большим сроком эксплуатации, в некоторых случаях может понадобиться её небольшой ремонт. Как правило, с этим трудностей не возникает – раздобыть детали на современную коробку не составит труда.
- Минимум электроники. Да, работа автомата предопределена блоком управления, но доля электроники составляет всего лишь 20%. Во всех остальных аспектах коробка напоминает механику.
- Плавность переключения передач. Встретить сегодня автоматическую коробку, рычащую на четвертой передаче – большая редкость. Современная трансмиссия включает в себя уже шесть передач с плавным переключением и с большим максимальным порогом скорости.
Отдельно стоит сказать о масле для такой коробки. Оно специфическое, но стоит на фоне разновидностей масел для других КПП ощутимо меньше. Уход включает в себя замену масла по регламенту, замену вспомогательных элементов (фильтров), периодическую очистку механизма от накопившейся пыли, грязи и продуктов сгорания топлива.
Недостатки автомата:
- Низкий КПД. Отсутствие жесткой передачи сказывается на эффективности работы автомата. Часть энергии затрачивается на осуществление передачи момента за счет давления масла. Именно по этой причине АКПП сложно назвать экономичной.
- Слабая динамика. Всё же в плане динамики автомат проигрывает тому же вариатору, а устаревшие варианты назойливо «тупят» и огорчают водителя постоянными «провалами»
Автоматическая коробка своей надежностью и большим ресурсом привлекает большое количество покупателей, которым нестрашен повышенный расход топлива. «Провалы» и рывки сегодня все менее заметны, но в некоторых случаях наблюдаются.
Вариатор
Бесступенчатая разновидность автоматической коробки более «беспокойна» в техническом плане. Что это значит? Чтобы проехать с ней свыше 300 тысяч километров, одной лишь заменой масла не обойтись. За вариатором необходимо постоянно следить, а именно за состоянием металлического ремня, имеющегося свойство рваться. Обрыв этого элемента ведет к серьезным финансовым затратам.
Преимущества вариатора:
- Низкий уровень шума. С этим типом трансмиссии в салоне машины царит полная тишина.
- Большая динамика. Авто с вариатором разгоняется быстрей и плавней, чем с автоматом.
- Высокий КПД. Вариатор эффективней примерно на 10-15%, что сказывается на уровне потребления топлива.
- Легкость управления. Также способствует быстрой адаптации новичкам за рулем новой машины, благодаря отсутствию надобности переключения передач.
Эта коробка в техническом плане на шаг впереди от автомата. Но есть и некоторые существенные недостатки, которые могут отпугнуть потенциального покупателя. Насколько они серьёзны?
Недостатки вариатора:
- Слишком много электроники. Доля электроники в управлении вариатором составляет более 50%. В случае поломки – дорогостоящий ремонт.
- Сложность конструкции. Ремонт такой КПП – сложная и затратная процедура. В техническом плане вариатор еще не совершенен. Производители периодически пытаются внести что-либо новое. Найти хорошего мастера по ремонту CVT непросто.
- Сложность обслуживания. Одной замены масла для неприхотливой работы вариатору мало. Спустя каждые 100 тысяч км пробега важно заменять ремень – также не самая дешевая услуга.
Затраты на обеспечения нормальной работы CVT – колоссальны. Здесь и специальное масло, стоящее в разы дороже аналогов для других КПП. Вариатор слишком чувствителен, и требует к себе должного внимания. Любое игнорирование симптомов неисправности ведет к дальнейшему дорогостоящему ремонту.
Так что же лучше – вариатор или автомат?
CVT в конструктивном плане намного опережает своих конкурентов: плавность переключения, бесшумная работа и высокий КПД. Но затраты на обслуживание и тем более на ремонт существенно выше. В каких случаях рекомендуется приобретать автомобиль с данным типом КПП? Только в случае покупки новой машины на гарантии. В случае возникновения каких-либо неисправностей и проблем с вариатором официальный дилер решит вопрос.
Автоматическая коробка изучена полностью, и многие неофициальные мастера успешно её ремонтируют. Затраты на обслуживание на порядок ниже, но повышенный расход топлива и слабая динамика коробки отпугивает многих покупателей. Так что лучше – вариатор или автомат? Однозначно на этот вопрос ответить не получится. При выборе машины желательно руководствоваться личными предпочтениями, взвесив все «за» и «против». Если же в планах покупка автомобиля на вторичном рынке – модель с автоматом станет более правильным и верным решением.